Упаковать свою франшизу или привлечь инвестиции? Как выгоднее масштабировать бизнес


иллюстрация к Упаковать свою франшизу или привлечь инвестиции? Как выгоднее масштабировать бизнес

Многие предприниматели после выстраивания стабильной работы одной точки задумываются о масштабировании бизнеса, но не всегда могут выбрать путь как это осуществить. Ниже мы рассмотрим несколько вариантов развития своей сети.

Создание франшизы

Плюсы такого подхода.

1.    Заработок здесь и сейчас.  После старта продаж франшизы вы начинаете получать доход сразу за счет паушального взноса, не дожидаясь выхода франчайзи на безубыточность. Большинство франшиз в России работают именно так и зарабатывают не с роялти, но, если вы хотите построить компанию с хорошей репутацией от этой модели придется отказаться.


2.    Меньшие требования к управленческим навыкам. Если вы продаете франшизу, то большая часть ответственности за управление ложится на франчайзи и вам требуется меньше навыков и умений для контроля бизнеса, а так же можно обойтись более скромной командой.


3.    Высокая скорость масштабирование. Не все франшизы помогают с поиском локаций, подбором сотрудников и другими проблемами открытия, поэтому скорость масштабирования может быть только ограничена пропускной способностью отдела продаж. 

Минусы масштабирования через франшизу.

1.    Низкая стоимость управляющей компании. Рано или поздно каждый предприниматель задумывается о смене деятельности и создании чего-то нового и наступает время продажи бизнеса. И если бизнес развивался по франшизе, то стоимость такой компании будет в несколько раз меньше, чем той, которая развивалась на деньги инвесторов.


2.    Контроль. Франчайзи - независимый предприниматель, который стремится принимать решения самостоятельно, даже если они расходятся с мнением франчайзора. Для компаний, которые ценят свою репутацию, важно предоставить детальную информацию и инструкции франчайзи о том, как вести бизнес. Однако, это не всегда гарантирует успех.Иногда франчайзи, овладевая всеми секретами франчайзора, становится его конкурентом. Если франчайзи не соблюдает стандарты работы сети или предоставляет некачественные услуги, это может негативно сказаться на репутации бренда. В некоторых случаях предприниматели вступают в сеть сознательно, чтобы изучить, как вести свой собственный бизнес.

3.    Большие вложения на старте.  Упаковка во франшизу стоит значительных денег и колеблется от 300 тысяч до 2 млн рублей в зависимости от опыта команды. К этим расходам необходимо еще добавить ФОТ на отдел продаж и маркетинг от 100 до 500 тысяч рублей.

Альтернативой масштабированию через франшизу является развитие на деньги инвесторов. Например, через целевой займ. Как ни странно, все минусы франшизной модели превращаются в плюсы инвестиционной.

Привлечение инвестиций

Плюсы развития через инвестиции.


1.Низкие вложения на старте. Можно привлекать своих первых инвесторов из окружения  (FFF). Если же вы хотите привлекать инвестиции с холодного рынка, то на старте можно обойтись только расходами на упаковку и создание финмодели около 100 тысяч рублей.


2. Высокая степень контроля. Если открываете филиалы своей компании самостоятельно вы можете выстроить более жесткий контроль и исполнение регламентов.


3.Высокая капитализация. Если вы выплатите все займы и решите продать свой бизнес, то стоимость компании будет в 5-6 раз выше, чем за ту же компанию, которая развивалась по франшизе.


Минусы развития на деньги инвесторов.


1. Навязчивый контроль. Как правило инвесторы беспокоятся за свои деньги и требуют предоставлять различную отчетность и в случае каких-либо ошибок в ней тратят очень много времени основателя на выяснение проблем.


2.    Отложенный заработок. Как правило все компании развивающиеся на заемные деньги стараются как можно быстрее закрыть долги перед инвестором и отдают 80% чистой прибыли инвестору в течении всего срока окупаемости, который может доходить до 2 лет. По этой причине предприниматель выходит на реальный заработок только спустя длительное время.


3.    Более высокая сложность привлечения капитала. Привлечение инвестиций требует от предпринимателя более высокого уровня доверия, чем продажа франшизы. Поэтому без личного бренда будет тяжело стартовать


4.    Высокие управленческие компетенции. Для того чтобы управлять своей собственной сетью требуется команда больше, чем для франшизы и с более высокими компетенциями. Поэтому придется потратить деньги на свое собственное образование и на найм более компетентных управленцев.


5.    Более дорогие деньги. Обычно предприниматели не хотят брать в долг в банке т.к. с ним тяжелее договорится в случае, если что -то пойдет не так, поэтому желаемый процент доходности у инвесторов всегда выше.

Вывод.

Мы перечислили основные плюсы и минусы для развития для каждой модели. Какую из них выбрать- зависит о целей предпринимателя- быстрая окупаемость, создание известного бренда или дальнейшая продажа.

 

Оставить комментарий